Реклама
Московский Экономический Форум 2024. Цифровизацию культуры под контроль государства. Шукшина
Вт Апр 16, 2024 2:56 pm автор Admin
Комментарии: 0
Маразм! Курьер сейчас зарабатывает больше, чем научный сотрудник. Андрей Павлов.
Вт Апр 16, 2024 2:55 pm автор Admin
Комментарии: 0
Люди видят, что зарплата все меньше . Игорь Абакумов
Вт Апр 16, 2024 2:54 pm автор Admin
Комментарии: 0
Мы в контакте
RSA
новости партнеров
Видеорепортажи
Самые просматриваемые темы
Стоимость сайта
http://gy1.ru
Последние темы
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 3, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 3 Нет
Больше всего посетителей (215) здесь было Сб Июн 19, 2021 2:15 pm
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЕАЭС1
Страница 1 из 1
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЕАЭС1
Кооперация в области науки и техники является важным аспектом международного сотруднич ества для всех развитых стран мира. Это объясняется рядом объективных причин. Прежде всего наука по своей природе экстеррито?риальна и поэтому не может развиваться, замыкаясь в национальных границах. Углубление процесса интернацион а?лизации научного поиска связано с постоянным ростом масштабов НТП, расширением и усложнением круга задач, выдвигаемых для научно-технического решения. Сегодня ни одна страна в мире не в состоянии вести исследования по всему фронту научного поиска, поскольку сфера науки требует все большей концентрации финансовых, материаль?ных и людских ресурсов. Отсюда – стремление к обмену научной информацией и кадрами, к совместным исследова?тельским проектам, к разделению затрат на сооружение дорогостоящих установок. Это относится даже к таким на уч?но-техническим лидерам, как США, Япония, западноевропейские страны, которые интегрируют свои научно -техни?ческие потенциалы путем участия в десятках международных двух- и многосторонних научно-исследовательских проектов, создании международных исследовательских центров, реализации крупных межгосударственных программ (таких, например, как широко известные в Европе «Эврика», «Эсприт»). Для многих стран, особенно развивающихся, поступление внешних научно-технических ресурсов является основным условием формирования научно-техничес?кого потенциала. Серьезным побудительным мотивом для межстрановой кооперации в последнее время становится обострение глобальных проблем, которые, затрагивая жизненные интересы всего человечества требуют для своего решения ус и?лий всего мирового сообщества. Наконец, немаловажна роль и политических факторов. Ведущие страны научно - техническое сотрудничество рассматривают как новый инструмент, обеспечивающий большую гибкость в проведе?нии внешней политики. Международное научно-техническое взаимодействие имеет особую значимость для Казахстана. Действию на?званных выше общих факторов придают дополнительный импульс конкретные условия предыдущих этапов нау чно?технического развития. Как известно, в соответствии с требованиями единой научно-технической политики наука в СССР была построена в виде единого научного комплекса, в котором научные потенциалы отдельных республик до?полняли друг друга. При этом действовала единая система аттестации научных кадров, информационного обеспеч е?ния, патентного дела, стандартизации, функционировали крупные объекты научно-технической инфраструктуры об?щесоюзного пользования, имелись возможности для взаимного доступа к уникальному оборудованию и сотруднич е?ства по подготовке кадров, сформировались научные коммуникации, включая неформальные контакты, играющие большую роль в научном поиске. По существу, было сформировано единое научно -техническое пространство. Строя самостоятельную научно-техническую политику, было бы недопустимо разрушить сложившиеся научно - технические связи. Это противоречит объективным потребностям межстрановой кооперации. Учитывая наличие вы?сокоинтегрированных элементов научно-технического потенциала бывшего Союза, такой подход существенно осла?бил бы национальную научную базу. Интересам Казахстана отвечает формирование общего научно-технологического пространства в рамках новых интеграционных объединений, в первую очередь ЕАЭС. Под общим научно-технологическим пространством понимается среда, характеризующаяся проведением гос у?дарствами согласованной политики по развитию науки и технологий, гармонизацией содержания ее отдельных ком?понентов и соответствующих национальных нормативно-правовых баз2 .
Есть и другая трактовка совместного научно-технологического пространства как совокупности исследователь?ских сетей. В частности, такое понимание общего научно-технологического пространства отличает формирование Европейского исследовательского пространства 1 . Если следовать первому пониманию научно-технологического пространства, тогда потребуется унификация научно-технической политики стран ЕАЭС, что в современных условиях затруднительно. Новые независимые гос у?дарства в значительной степени изменили прежние институты научно -технической политики. Например, в Россий?ской Федерации и Беларуси в основном сохранены прежние инс титуты, хотя и наполненные новым содержание. И там, и там функционируют Академии наук как государственные организации, действует «советская» двухступенч а?тая система подготовки научных кадров. В Казахстане же произошел более радикальный отход от прежней сов етской модели организации науки и переход ее к «западному» варианту. Академия наук, лишившись входивших в ее состав научных учреждений, получила статус общественной организации и по существу является просто «клубом ученых». Изменилась система подготовки научных кадров, упразднены ученые степени кандидата и доктора наук. По существу осталась только одна степень – доктора философии (PhD). Поэтому речь не может идти о воссоздании прежней системы организации науки по единым принципам. Во?прос должен ставиться о включении возможностей, открываемых межгосударственной экономической интеграцией, в структуру национальной научно-технической политики и совмещении ее с республиканскими приоритетами и имею?щимися ресурсами. Главным направлением формирования общего научно-технического пространства должна стать совместная на?учно-техническая деятельность. Государства, создающие общее научно-технологическое поле, должны определить приоритетные направления и формы совместной деятельности. Основное внимание целесообразно сосредоточить на межгосударственных программах фундаментальных исследований, межгосударственных научно -технических про?граммах и межгосударственных программах и проектах по развитию и освоению новых технологий. При отборе пр о?грамм могут учитываться следующие критерии: теоретическая и экономическая необходимость проведения крупно?масштабных исследований, невозможных в рамках одного государства; необходимость обеспечения крупным рынком (коммерческая отдача от реализации проекта может быть получена только при существовании прочного и широкого спроса на новые виды продукции); заинтересованность большинства республик в проведении исследований по данной программе. Из такого рода программ Казахстан может быть заинтересован, например, в проектах, связанных с космич е?скими и ядерными исследованиями, развитием информатики и телекоммуникаций, ресурсосбережением и создан ием новых материалов, медицинских исследований и экологических программ. В 2017 г. Межправительственный совет одобрил Порядок и перечень совместных НИОКР в сфере АПК. В кон?це 2020 г. утвержден перечень работ до 2025 года по 5 основным направлениям и 27 тематикам в сфере АПК2 . По дру?гим направлениям НИОКР пока активных подвижек не наблюдается. Наряду с программами должны получить развитие совместные научно -технические организации: межгосудар?ственные научные ассоциации и фонды, межгосударственные институты, объекты научно -технической инфраструк?туры. Межгосударственные институты целесообразны в области фундаментальных исследований, прежде всего там, где получение научного результата требует использования крупных научно-исследовательских установок. Известно, что в современной науке примерно половина ее областей зависит от наличия и технических возможностей крупных установок долговременного пользования (ускорителей элементарных частиц, исследовательских реакторов, телеско?пов и т.п.). Отсутствие таковых делает бессмысленным вложения в другие элементы научного потенциала. Для Каза х?стана строительство таких установок, реконструкция существующих, изношенных физически и мора льно, пока за?труднительны. В совместном пользовании могут находиться научно-исследовательские и экспериментальные полигоны, ин?формационные сети, библиотеки и другие объекты научно-технической инфраструктуры. Совместная научная дея?тельность предполагает создание ряда элементов общей инфраструктуры, включая межгосударственную систему о б?мена научно-технической информацией, патентную службу, унифицированную систему стандартизации и метрологи?ческого обеспечения, публикацию совместных энциклопедических, справочно-информационных изданий. В качестве объектов инновационной инфраструктуры, позволяющих обеспечить участие всех заинтересова н?ных сторон (бизнеса, науки, государства, общественных организаций) сегодня выступают Евразийские технологиче?ские платформы (ЕТП)3 . ЕТП созданы по следующим направлениям: космические и геоинформационные технологии; суперкомпьютеры; биомедицина; фотоника, светодиоды, технологии добычи твердых полезных ископаемых; эколо?гические технологии; Евразиябио; пищевая и перерабатывающая промышленность АПК; легкая промышленность; сельское хозяйство; металлургия и новые материалы, технологии строительной индустрии; технологии технического обслуживания и ремонта промышленного оборудования.
По мере развития научно-технического сотрудничества и перехода к его более высоким ступеням возможна выработка коллективной перспективной научно-технической политики, включая определение желательной специали?зации профилирования национальных научных потенциалов
ссылки
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казах?стан. Проект AP09259768 «Научно-технологическое пространство стран ЕАЭС: структура, механизмы развития, обеспечение эко?номических интересов Казахстана». 2 Концепция создания общего научно-технологического пространства государств – участников Содружества Независимых Государств, 22 сентября 1995 года
1 Европейское исследовательское пространство // Форсайт. – М., 2007. – № 1 (1). – С. 74–79. 2 О перечне совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплек?са государств – членов Евразийского экономического союза на 2021–2025 годы. Распоряжение Коллегии Евразийской экономиче?ской комиссии от 15 декабря 2020 года № 176. 3 О формировании приоритетных евразийских технологических платформ. Распоряжение Совета Евразийской экономиче?ской комиссии от 18 октября 2016 года № 32.
Днишев Ф.М. д.э.н., профессор, гл.н.с. Института экономики Комитета науки МОН РК dfm0704@gmail.com
Альжанова Ф.Г. д.э.н., доцент, гл.н.с. Института экономики Комитета науки МОН РК farida.alzhanova@gmail.com
Есть и другая трактовка совместного научно-технологического пространства как совокупности исследователь?ских сетей. В частности, такое понимание общего научно-технологического пространства отличает формирование Европейского исследовательского пространства 1 . Если следовать первому пониманию научно-технологического пространства, тогда потребуется унификация научно-технической политики стран ЕАЭС, что в современных условиях затруднительно. Новые независимые гос у?дарства в значительной степени изменили прежние институты научно -технической политики. Например, в Россий?ской Федерации и Беларуси в основном сохранены прежние инс титуты, хотя и наполненные новым содержание. И там, и там функционируют Академии наук как государственные организации, действует «советская» двухступенч а?тая система подготовки научных кадров. В Казахстане же произошел более радикальный отход от прежней сов етской модели организации науки и переход ее к «западному» варианту. Академия наук, лишившись входивших в ее состав научных учреждений, получила статус общественной организации и по существу является просто «клубом ученых». Изменилась система подготовки научных кадров, упразднены ученые степени кандидата и доктора наук. По существу осталась только одна степень – доктора философии (PhD). Поэтому речь не может идти о воссоздании прежней системы организации науки по единым принципам. Во?прос должен ставиться о включении возможностей, открываемых межгосударственной экономической интеграцией, в структуру национальной научно-технической политики и совмещении ее с республиканскими приоритетами и имею?щимися ресурсами. Главным направлением формирования общего научно-технического пространства должна стать совместная на?учно-техническая деятельность. Государства, создающие общее научно-технологическое поле, должны определить приоритетные направления и формы совместной деятельности. Основное внимание целесообразно сосредоточить на межгосударственных программах фундаментальных исследований, межгосударственных научно -технических про?граммах и межгосударственных программах и проектах по развитию и освоению новых технологий. При отборе пр о?грамм могут учитываться следующие критерии: теоретическая и экономическая необходимость проведения крупно?масштабных исследований, невозможных в рамках одного государства; необходимость обеспечения крупным рынком (коммерческая отдача от реализации проекта может быть получена только при существовании прочного и широкого спроса на новые виды продукции); заинтересованность большинства республик в проведении исследований по данной программе. Из такого рода программ Казахстан может быть заинтересован, например, в проектах, связанных с космич е?скими и ядерными исследованиями, развитием информатики и телекоммуникаций, ресурсосбережением и создан ием новых материалов, медицинских исследований и экологических программ. В 2017 г. Межправительственный совет одобрил Порядок и перечень совместных НИОКР в сфере АПК. В кон?це 2020 г. утвержден перечень работ до 2025 года по 5 основным направлениям и 27 тематикам в сфере АПК2 . По дру?гим направлениям НИОКР пока активных подвижек не наблюдается. Наряду с программами должны получить развитие совместные научно -технические организации: межгосудар?ственные научные ассоциации и фонды, межгосударственные институты, объекты научно -технической инфраструк?туры. Межгосударственные институты целесообразны в области фундаментальных исследований, прежде всего там, где получение научного результата требует использования крупных научно-исследовательских установок. Известно, что в современной науке примерно половина ее областей зависит от наличия и технических возможностей крупных установок долговременного пользования (ускорителей элементарных частиц, исследовательских реакторов, телеско?пов и т.п.). Отсутствие таковых делает бессмысленным вложения в другие элементы научного потенциала. Для Каза х?стана строительство таких установок, реконструкция существующих, изношенных физически и мора льно, пока за?труднительны. В совместном пользовании могут находиться научно-исследовательские и экспериментальные полигоны, ин?формационные сети, библиотеки и другие объекты научно-технической инфраструктуры. Совместная научная дея?тельность предполагает создание ряда элементов общей инфраструктуры, включая межгосударственную систему о б?мена научно-технической информацией, патентную службу, унифицированную систему стандартизации и метрологи?ческого обеспечения, публикацию совместных энциклопедических, справочно-информационных изданий. В качестве объектов инновационной инфраструктуры, позволяющих обеспечить участие всех заинтересова н?ных сторон (бизнеса, науки, государства, общественных организаций) сегодня выступают Евразийские технологиче?ские платформы (ЕТП)3 . ЕТП созданы по следующим направлениям: космические и геоинформационные технологии; суперкомпьютеры; биомедицина; фотоника, светодиоды, технологии добычи твердых полезных ископаемых; эколо?гические технологии; Евразиябио; пищевая и перерабатывающая промышленность АПК; легкая промышленность; сельское хозяйство; металлургия и новые материалы, технологии строительной индустрии; технологии технического обслуживания и ремонта промышленного оборудования.
По мере развития научно-технического сотрудничества и перехода к его более высоким ступеням возможна выработка коллективной перспективной научно-технической политики, включая определение желательной специали?зации профилирования национальных научных потенциалов
ссылки
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казах?стан. Проект AP09259768 «Научно-технологическое пространство стран ЕАЭС: структура, механизмы развития, обеспечение эко?номических интересов Казахстана». 2 Концепция создания общего научно-технологического пространства государств – участников Содружества Независимых Государств, 22 сентября 1995 года
1 Европейское исследовательское пространство // Форсайт. – М., 2007. – № 1 (1). – С. 74–79. 2 О перечне совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплек?са государств – членов Евразийского экономического союза на 2021–2025 годы. Распоряжение Коллегии Евразийской экономиче?ской комиссии от 15 декабря 2020 года № 176. 3 О формировании приоритетных евразийских технологических платформ. Распоряжение Совета Евразийской экономиче?ской комиссии от 18 октября 2016 года № 32.
Днишев Ф.М. д.э.н., профессор, гл.н.с. Института экономики Комитета науки МОН РК dfm0704@gmail.com
Альжанова Ф.Г. д.э.н., доцент, гл.н.с. Института экономики Комитета науки МОН РК farida.alzhanova@gmail.com
Похожие темы
» Обзоры, монографии, статьи, выступления по теме "Концепция развития науки в России"
» Второй политэкономический конгресс стран СНГ и Балтии «ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОЛИТЭКОНОМИИ».
» Концепция Минобрнауки "Развитие педагогического образования"
» Развитие материальной и законодательной инфраструктуры общества высоких технологий
» РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ И БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ. Рустам Минниханов,
» Второй политэкономический конгресс стран СНГ и Балтии «ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОЛИТЭКОНОМИИ».
» Концепция Минобрнауки "Развитие педагогического образования"
» Развитие материальной и законодательной инфраструктуры общества высоких технологий
» РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ И БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ. Рустам Минниханов,
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Вт Апр 16, 2024 2:56 pm автор Admin
» Маразм! Курьер сейчас зарабатывает больше, чем научный сотрудник. Андрей Павлов.
Вт Апр 16, 2024 2:55 pm автор Admin
» Люди видят, что зарплата все меньше . Игорь Абакумов
Вт Апр 16, 2024 2:54 pm автор Admin
» Нас уничтожат. Владимир Боглаев
Вт Апр 16, 2024 2:54 pm автор Admin
» Восток горит зарею новой.Каринэ Геворгян.
Вт Апр 16, 2024 2:53 pm автор Admin
» Пришла пора отказаться от «хищнической» застройки. Илья Заливухин. Московский Экономический Форум
Вт Апр 16, 2024 2:53 pm автор Admin
» Города остались как центры потребления и услуг.Олег Степанов. Московский Экономический Форум 2024
Вт Апр 16, 2024 2:52 pm автор Admin
» 30 лет назад в Советском Союзе было 39 подшипниковых заводов. Егор Коблик
Вт Апр 16, 2024 2:51 pm автор Admin
» Мы станем мигрантами в своей стране. Юрий Крупнов .Московский Экономический Форум 2024
Вт Апр 16, 2024 2:51 pm автор Admin